Игровые форумы AGFC
Крупнейшее российское
игровое сообщество.

Десятки тысяч участников,
миллионы полезных
тем и сообщений.
Travel, Inc.
Портал, посвященный
адвенчурам и RPG.

Специализированные
новости и рецензии,
аналитические статьи.
Grand Theft AG
Самый крупный сайт
в России о серии GTA
и ее «детях» -
Mafia, Driv3r и т.п.

Новости, прохождения,
моды, полезные файлы.
Летописи Тамриэля
Один из крупнейших
в мире ресурсов
по играм серии
The Elder Scrolls.

Если вы любите Arena,
Daggerfall, Morrowind
и Oblivion -
не проходите мимо!
ГотикAG
Проект, посвященный
известному немецкому
RPG-сериалу Gothic.

Новости, моды, советы,
прохождения и еще
несколько тонн
полезной информации.
Wasteland Chronicles
Портал для любителей
постапокалиптических RPG.

В меню: все части
Fallout, Metalheart, The Fall,
Wasteland, Койоты и Ex Machina.
Magic Team
Ресурс, посвященный
вскрытию игровых
ресурсов и форматов.

Помимо советов
и описаний, содержит
программы от Magic Team,
позволяющие вытащить
данные из сотен игр.
Absolute Top + Мuзейm
Сайт ежегодного
голосования AG, где
читатели и редакция
определяют лучшие игры.

Архив старых голосований
работает круглосуточно
и без выходных.
Battles.ru
Выдалась свободная минутка?
Порадуйте себя забавными
Flash-играми!

На серверe Battles.ru
каждый найдет себе
милое развлечение.
Вольный Стрелок
Портал, посвященный
стратегическим играм
всех мастей и калибров.

Новости, рецензии,
скриншоты, файлы.
Проект временно заморожен.
Skive: Тенденции
компьютерного игростроения
Небанальные измышления
нашего коллеги Скайва
о том, что ждет
игровую индустрию.

Архив выпусков охватывает
без малого четыре года.
Проект временно заморожен.
Проект AG.ru Rambler's Top100Другие наши сайты »»
Посетите "Absolute Games"Перейти в корень сайта "Геройский Уголок"
Absolute Games
Обзор "Emergency 2: The Ultimate Fight for Life"
Absolute Games
Обзор "Robot Wars: Extreme Destruction"

Новости
FAQ
Форум
Советы

Карты
Турнир
Задачки

Герои
Замки
Монстры
Магия
Артефакты
Сражения
Кампании

Файлы
Прочее



 Геройский Уголок / Советы / Formation Guide

Данный гайд написан "по мотивам"  
HoMM4 Formations Strategy Guide
(Автор: Ungo)

I. Общие положения

Все мы прекрасно знаем, что в Heroes IV есть три типа построения войск (формаций):

  1. Loose - разреженная формация, когда отдельные отряды отстоят максимально далеко друг от друга.

  2. Tight - плотная формация: между соседними отрядами нет свободного места, однако шеренги смещены друг относительно друга, так что некоторые позиции во второй шеренги открыты для дистанционных атак противника.

  3. Care - каре, плотная формация; отряды, стоящие за первой шеренгой, полностью прикрыты от дистанционных атак, кроме магических, не требующих Line of Sight.

Если у вас есть, кого защищать (а таковые всегда найдутся - это, в первую очередь, маги), то предпочтительнее пользоваться Tight или Care. Однако эти формации более уязвимы к ударам, бьющим по площадям: area affect ranged attacks, area spells и breath attacks. 

Конечно, выбор оптимальной формации зависит от каждого конкретного случая; он даже может зависеть от того, какой тип формации предпочтет ваш противник. И если тупой AI всегда выбирает Loose, то при игре с человеком... словом, вы поняли. Однако можно дать ряд общих рекомендаций - скажем, какого типа формации вам лучше придерживаться "по умолчанию", пока вы еще не видите отрядов противника, но знаете тип его армии.

1) Наибольшую опасность для плотных формаций представляет фракция Хаоса. Здесь целый набор мощных заклинаний, бьющих по площадям: Inferno, Chain Lightning, Fire Ball, Fire Ring и Sparks; не менее (а может быть, и более) опасно Cloud of Confusion с "площадным эффектом". Добавьте сюда быстро-летучего "дракошу" (Черного Дракона) с его Breath Attack, и вам станет ясно, что против Хаоса можно использовать только Loose - практически всегда (мы уж умолчим об альтернативных гидрах с их множественной атакой).
2) Варвары тоже весьма неприятны для плотных формаций из-за наличия у них циклопов. Больше ничего "плохого площадного" варвары не могут учинить, но уж больно мощны циклопы - один только этот факт заставляет много раз подумать, прежде чем применить против варваров плотную формацию.
3) У "натуралистов" (Природа) оба 4-уровневых монстра обладают "площадным эффектом": у фениксов есть Breath Attack, а  волшебные драконы частенько балуется Fire Ball'ами. Кроме того, Природа обычно воюет "мясом" за счет бесчисленных Summoning-заклинаний, так что обычно можно "раскрываться" перед природой, применяя разреженную формацию, если, конечно, вы не опасаетесь "отключки" со стороны Wasp Swarm, и в армии противника не накопились тучи Water Elementals и эльфов с мощной дистанционной атакой.
4) У Смерти есть только церберы с их 3-Headed Attack. Однако собачки сами по себе не больно сильны, да и бегают не так уж быстро (если их вообще возьмут - чаще берут призраков вместо них). Так что их можно почти не опасаться, тем более, что Смерть обычно воюет за счет другого. А вот укрыть задние ряды (особенно героев) от Hand of Death будет всегда кстати. Поэтому в войне со Смерть предпочтительнее выбирать "по умолчанию" плотную формацию.
5) У Жизни нет вообще ничего "площадного", так что можно смело использовать плотные формации. Более того, это даже рекомендуется, дабы защитить задние ряды от "отключки" в лице Song of Peace, доступной уже на втором уровне. Кроме того, у Жизни есть немало стрелков: арбалетчики, монахи и баллисты, так что сомкнутые передние ряды защитят задних от этой напасти (хотя, обычно, это не такая уж серьезная напасть).
6) У Порядка тоже нет ничего "площадного", но и плотная формация вас не особенно-то спасет (разве что прикроет от титанов, если они вообще будут), поскольку Порядок обычно воюет с помощью Hypnotize, Phantom Image, Berserk, Teleport и Forgetfulness, не требующих Line of Sight. 

II. Формация vs. Формация

Поговорим теперь поподробнее об изначальной защищенности задних рядов в каждой формации от дистанционных атак, требующих Line of Sight - дело в том, что даже в формации Loose найдутся полностью защищенные слоты, а в Tight не все задние слоты будут 100%-но защищены - все зависит от типа формации противника.


1) Итак, пусть вы выбрали формацию Loose и сами напали на противника. Тогда возможны следующие три ситуации (ведь до начала сражения вы не знаете, в какой формации построена вражеская армия):

Loose

_____________________________


Атакующий Защищающийся
Слот Может атаковать Слот Может атаковать
1 1, 3, 5, 7 & 4, 6 1 1, 3, 5, 7 & 6
2 1, 3, 5, 7 & 4, 6 2 1, 3, 5, 7 
3 1, 3, 5, 7 & 6 3 1, 3, 5, 7  
4 1, 3, 5, 7 & 6 4 1, 3, 5, 7 & 4
5 1, 3, 5, 7  5 1, 3, 5, 7 
6 1, 3, 5, 7  6 1, 3, 5, 7 & 2, 4
7 1, 3, 5, 7  7 1, 3, 5, 7 & 2, 4

_____________________________


Атакующий Защищающийся
Слот Может атаковать Слот Может атаковать
1 1, 3, 5, 7  1 1, 3, 5, 7 
2 1, 3, 5, 7  2 1, 3, 5, 7 
3 1, 3, 5, 7  3 1, 3, 5, 7 
4 1, 3, 5, 7  4 1, 3, 5, 7 & 2
5 1, 3, 5, 7  5 1, 3, 5, 7 & 2
6 1, 3, 5, 7  6 1, 3, 5, 7 & 2
7 1, 3, 5, 7   7 1, 3, 5, 7 & 2

_____________________________


Атакующий Защищающийся
Слот Может атаковать Слот Может атаковать
1 1, 3, 5 1 1, 3, 5, 7 
2 1, 3, 5  2 1, 3, 5, 7  
3 1, 3, 5 3 1, 3, 5, 7 & 2
4 1, 3, 5 4 1, 3, 5, 7 & 2
5 1, 3, 5 5 1, 3, 5, 7 & 2
6 1, 3, 5 6 1, 3, 5, 7 & 2
7 1, 3, 5 7 1, 3, 5, 7 & 2

_____________________________

Как видно, во всех трех случаях самое безопасное для вас место в заднем ряду - слот 6: тогда только при раскладе Loose vs. Loose до этого места достанет только отряд противника, находящийся в слоте 1. Самое небезопасное место в заднем ряду - 2: его достают 5, 4 или 2 отряда противника, в зависимости от формации. Слот 4 весьма неоднозначен: в случаях Loose vs Tight и Loose vs Square он полностью безопасен, тогда как при раскладе Loose vs. Loose его достают сразу 3 отряда противника.

Но, с точки зрения атаки, самым выигрышным будет самый небезопасный слот - 2; правда, только в том случае, если противник тоже изберет Loose.


2) Пусть вы выбрали формацию Tight и сами напали на противника. Тогда возможны следующие три ситуации:

Tight

_____________________________


Атакующий Защищающийся
Слот Может атаковать Слот Может атаковать
1 1, 3, 5, 7 & 6 1 1, 3, 5, 7 & 2
2 1, 3, 5, 7 & 6 2 1, 3, 5, 7 
3 1, 3, 5, 7 & 6 3 1, 3, 5, 7  
4 1, 3, 5, 7 & 6 4 1, 3, 5, 7 
5 1, 3, 5, 7  5 1, 3, 5, 7 
6 1, 3, 5, 7  6 1, 3, 5, 7 
7 1, 3, 5, 7  7 1, 3, 5, 7 

_____________________________


Атакующий Защищающийся
Слот Может атаковать Слот Может атаковать
1 1, 3, 5, 7  1 1, 3, 5, 7 
2 1, 3, 5, 7  2 1, 3, 5, 7 
3 1, 3, 5, 7  3 1, 3, 5, 7 
4 1, 3, 5, 7  4 1, 3, 5, 7 
5 1, 3, 5, 7  5 1, 3, 5, 7 
6 1, 3, 5, 7  6 1, 3, 5, 7 
7 1, 3, 5, 7   7 1, 3, 5, 7 

_____________________________


Атакующий Защищающийся
Слот Может атаковать Слот Может атаковать
1 1, 3, 5 1 1, 3, 5, 7 
2 1, 3, 5  2 1, 3, 5, 7  
3 1, 3, 5 3 1, 3, 5, 7 
4 1, 3, 5 4 1, 3, 5, 7 
5 1, 3, 5 5 1, 3, 5, 7 
6 1, 3, 5 6 1, 3, 5, 7 
7 1, 3, 5 7 1, 3, 5, 7 

_____________________________

При любом раскладе полностью защищены слоты 4 и 6. Однако слот 4 оказывается в более выигрышном положении, поскольку с него можно атаковать еще и слот под номером 6 при раскладе Tight vs Loose. Тот же слот можно атаковать и из слота 2, но и сам он становится уязвим для слота 1 противника при том же раскладе Tight vs Loose. 

Итак, если вы выбрали Tight (не путать с Tide! :)), то лучшее место для вашего мага - слот 4.


3) Пусть вы выбрали формацию Square и сами напали на противника. Тогда возможны следующие три ситуации:

Square

_____________________________


Атакующий Защищающийся
Слот Может атаковать Слот Может атаковать
1 1, 3, 5, 7  1 1, 3, 5
2 1, 3, 5, 7 & 6 2 1, 3, 5 
3 1, 3, 5, 7 & 6 3 1, 3, 5  
4 1, 3, 5, 7 & 6 4 1, 3, 5 
5 1, 3, 5, 7  5 1, 3, 5 
6 1, 3, 5, 7  6 1, 3, 5 
7 1, 3, 5, 7 & 6 7 1, 3, 5 

_____________________________


Атакующий Защищающийся
Слот Может атаковать Слот Может атаковать
1 1, 3, 5, 7  1 1, 3, 5 
2 1, 3, 5, 7  2 1, 3, 5 
3 1, 3, 5, 7  3 1, 3, 5 
4 1, 3, 5, 7  4 1, 3, 5 
5 1, 3, 5, 7  5 1, 3, 5 
6 1, 3, 5, 7  6 1, 3, 5 
7 1, 3, 5, 7   7 1, 3, 5 

_____________________________


Атакующий Защищающийся
Слот Может атаковать Слот Может атаковать
1 1, 3, 5 1 1, 3, 5 
2 1, 3, 5  2 1, 3, 5  
3 1, 3, 5 3 1, 3, 5 
4 1, 3, 5 4 1, 3, 5 
5 1, 3, 5 5 1, 3, 5 
6 1, 3, 5 6 1, 3, 5 
7 1, 3, 5 7 1, 3, 5 

_____________________________

С точки зрения защищенности все слоты задних рядов равнозначны. А вот атакующие возможности лучше в позициях 2, 4 и 7, если ваш противник выберет Loose.


III. Осада

Здесь вариантов поменьше, поскольку защитники замка могут стоять только в одной формации. Кроме того, известны все слоты, которые могут достать атакующие с помощью дистанционной атаки: это слоты 2, 4 и 6 (стоящие на башнях) + все остальные слоты с юнитами, обладающими дистанционной атакой (их компьютер автоматически ставит вплотную к стене).

_____________________________


Атакующий Защищающийся
Слот Может атаковать Слот Может атаковать
1 2, 4, 6 1  
2 2, 4, 6 2 1, 3, 5, 7 
3 2, 4, 6 3   
4 2, 4, 6 4 1, 3, 5, 7 & 2
5 2, 4, 6  5  
6 2, 4, 6  6 1, 3, 5, 7 & 2, 4
7 2, 4, 6  7  

_____________________________


Атакующий Защищающийся
Слот Может атаковать Слот Может атаковать
1 2, 4, 6 1  
2 2, 4, 6 2 1, 3, 5, 7 
3 2, 4, 6 3   
4 2, 4, 6 4 1, 3, 5, 7 
5 2, 4, 6  5  
6 2, 4, 6  6 1, 3, 5, 7 
7 2, 4, 6  7  

_____________________________


Атакующий Защищающийся
Слот Может атаковать Слот Может атаковать
1 2, 4, 6 1  
2 2, 4, 6 2 1, 3, 5 
3 2, 4, 6 3   
4 2, 4, 6 4 1, 3, 5 
5 2, 4, 6  5  
6 2, 4, 6  6 1, 3, 5
7 2, 4, 6  7  

_____________________________

Отсюда рекомендации:
Атакующему: если вы выбрали Loose, тогда единственным 100%-но безопасным местом будет только слот 6. Во обоих же плотных формациях все ваши задние ряды полностью защищены.
Защищающемуся: ставьте свой самый крутой отряд с дистанционной атакой на башню 6 - тогда этот отряд будет иметь больше всего целей, если атакующий выбрал Loose (и без разницы, на какую башню ставить такой отряд при плотных формациях противника).

 

Автор данного опуса: LaBoule

Данный гайд обсуждается на форумной ветке Formation Guide на ГУголке.


Советы

  Читать

  Писать

  Death Guide

  Nature Guide

  Order Guide

  Chaos Guide

  Life Guide

  Might Guide

  Basic Guide

  Formation Guide

  Scores Guide

  MapCreators

  Scripting Guide



  Скрипты




Новости FAQ Форум Советы Герои Замки Монстры Магия Артефакты Сражения Кампании Файлы Прочее
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Ведущий сайта: Игорь Савенков (aka LaBoule)  •  Дизайн: Андрей Шевченко (aka Zombiek)

© 1996-2005 Golden Telecom. Все права защищены. Предоставляется в соответствии с "Соглашением об использовании".
Heroes of Might & Magic IV и все элементы игры © 2002 3DO. Все права защищены.
В России и странах СНГ игра издается компанией Бука.